Сам себе издатель
У переводчика редко болит говола по поводу того, куда пристроить переведенные им тексты. Технические переводы, как впрочем экономические, юридические и прочие, делаются уже под заказ. Другое дело – писательский труд, который не так-то легко донести до масс. Элисон Бэверсток, автор книги «The Naked Author», в которой описываются механизмы публикации книги без привлечения издательств, написала статью «Как самиздат изменил книжный мир: 10 важных последствий». Главные её идеи тезисно:
-
Самиздат открыл обычным людям закулисье книгоиздательского дела. Если раньше оно было чем-то вроде закрытого клуба, где передаётся тайное знание, то сейчас процесс стал намного прозрачнее.
-
Теперь не агенты и издатели решают, что читать общественности, а сами читатели делают выбор. Не особенно прибыльные, а потому издававшиеся ранее небольшими тиражами жанры софт-порно и фэнтези теперь на пике популярности.
-
Наличие определённых связей в социальных медиа и способность заинтересовать читателей своими книгами означает, что вы, скорее всего, справитесь с маркетинговой частью процесса. Однако очень трудно править самого себя, а значит, литературные редакторы-фрилансеры теперь востребованы, как никогда. Учитывая, что их не столь много, то цена на услуги этих специалистов неуклонно растёт.
-
Издатели, осознающие, что смена порядков не играет им на руку, продвигают книги, выпущенные ограниченным тиражом. На прилавках книжных магазинов можно увидеть всё больше подарочных изданий с изысканными обложками, напечатанных на дорогой бумаге.
-
Все встречи с читателями ранее организовывались только через посредников – издателей. Эпоха Web 2.0 повернула всё на 180 градусов: писатели твитят, ведут блоги, делятся своими идеями на Facebook и Instagram, запуская читателя в своё личное пространство.
-
Литературным агентам приходится бороться за выживание, ведь рынок сбыта авторы уже могут находить сами.
-
Писательское дело стали воспринимать как технологичный процесс: стали выпускаться кипы книг о том, как стать писателем, о том, как выстроить сюжет… И даже появилось программное обеспечение, якобы способствующее вдохновению.
-
Факт: самиздат вряд ли принесёт вам деньги. Написанное может иметь ценность для кого-то конкретного, но не обязательно, что ваш банковский счёт особо пополнится (даже при условии того, что вы станете популярным).
-
Люди стали отходить от установки «вэнити-паблишинг – для графоманов» (публикация за свой счет). Самиздат стал нормой. Главное, чтобы проект имел ценность для конкретного человека, который считает, что не зря потратил своё время.
-
Несоответствие абстрактным профессиональным стандартам не обязательно должно отпугивать читателя.