Русская литература для преступников
Кто-то читает взахлёб, а для кого-то это занятие равнозначно каторге. Только вот пребывающие в местах не столь отдалённых зачастую и являются самыми настоящими книголюбами, поскольку вариантов культурного досуга у них не столь много.
Профессором Университета Вирджинии Эндрю Кауфманом был создан курс для находящихся в Молодёжном исправительном центре. Краеугольным камнем данного курса является русская классическая литература, которую заключённые обсуждают совместно со студентами университета. Они тоже вовлечены в занятия: первый месяц — это время подготовки, когда студенты сами изучают перевод книг русских классиков. На пятой неделе же Кауфман и его подопечные начинают ездить в исправительное учреждение, где занятия идут ещё 10 недель.
Идея создания такого курса возникла после того, как преподавателю выпала возможность провести занятие по рассказу Толстого «Смерть Ивана Ильича» во взрослой тюрьме. К удивлению Кауфмана, завязалась довольно-таки занятная дискуссия о жизни с опорой на данное произведение. Заключённые рассказывали о собственном опыте столкновения со смертью, и такая открытость к диалогу натолкнула преподавателя на мысль…
К литературе, изучаемой на данных занятиях, относятся, прежде всего, стихотворения и рассказы. В качестве примеров Кауфман называл «К поэту» и «Памятник» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Шинель» Гоголя, «Палату № 6» Чехова и «Матрёнин двор» Солженицына.
Помимо необычной локации для проведения семинаров, данная программа интересна и своей исследовательской частью, результаты которой видны после более четырёх лет работы. У тех, кто находится в центре на попечении государства, был отмечен возросший уровень мотивации к поступлению в колледж, причём даже у тех, кто ранее не задумывался об этом. Помимо того, заключённые начали лучше контролировать свои решения и стали менее импульсивны: вместо мгновенного решения конфликта кулаками в ход идут словесные баталии.
Студенты берут от такого сотрудничества не меньше. Кауфман говорит о ломающихся стереотипах: познакомившись с большим количеством талантливых и умных людей, находящихся там, его студенты стали относиться к находящимся в вакууме пенитенциарной системы с пониманием. Да и мотивационный аспект присутствует: в данном курсе они отвечают не только за себя и свои оценки, они уже не могут прийти на занятия неподготовленными.