Код популярности романа
Всякому, кто берётся за написание романа, хочется, чтобы его творение стало бестселлером. Но никто не может предугадать, какие же именно компоненты должны быть в книге, чтобы читатель её распробовал и оценил по достоинству.
Хотя в книжных магазинах в разделах с самоучителями можно натолкнуться на книги в духе «Как написать книгу-шедевр за неделю и разбогатеть», купивший, скорее всего, будет разочарован отсутствием чётких рекомендаций. Однако ушлые учёные говорят, что они-то всё поняли и даже программку написали. И это не утка, результаты уже опубликованы Ассоциацией компьютерной лингвистики (Association of Computational Linguistics).
Эксперты из нью-йоркского университета в Стоуни-Брук заявляют, что благодаря написанной ими программе, они смогли вычислить правила, благодаря которым возможно прогнозирование успеха/неуспеха книги у читательской аудитории. Проверка работы алгоритма проводилась на уже имеющейся в продаже литературе и имеет 84% точности. Среди произведений, которые были проверены в рамках данного исследования, есть как романы, считающиеся классикой литературы, так и современные хиты продаж: от Чарльза Диккенса до Дэна Брауна.
В основе лежит процесс, именующийся статистической стилометрией, т.е. исследование стилистики, основанное на статистическом анализе. Среди выясненных фактов: в бестселлерах чаще можно встретить соединительные союзы «и» и «но», предлоги, существительные и прилагательные. А вот не пользующиеся популярностью авторы налегают на глаголы и наречия. Если же брать отдельно глаголы, то чем больше среди них процент слов, описывающих мыслительный процесс персонажа, а не поступки или эмоции, тем больше шансов, что книга будет распродаваться лучше. Если кратко резюмировать результаты, можно сделать следующий вывод: популярные книги по стилю схожи с журнальными статьями.
Интересно, может ли профессиональный перевод повлиять на успех книги в той или иной стране?