Как бы, вот, такие дела, короче
Общение в реальном времени признаётся лингвистами штукой весьма сложной, поскольку человеку в один момент нужно стать Юлием Цезарем и решить несколько задач одновременно: придумать, о чём сказать; решить, какие именно слова для этого использовать, да ещё и попутно мониторить свою речь на предмет ошибок (особенно сложно за всем этим уследить при устном переводе). Поскольку не все люди ораторы от Бога, с языка, порой, слетает черновой вариант того, что ты на самом деле хотел сказать.
Бывают сбои двух видов: когда человек на полуслове обрывает предложение и начинает себя корректировать (Иван Петро… Васильевич!) или же когда человек исправляет себя после произнесения определённой информации, используя слова-паразиты вроде «то есть», «как бы».
На тему «Почему человек использует в своей речи слова-паразиты?» написано немало научных трудов. Основной перечень предполагаемых причин таков:
-
Небогатый словарный запас. Метод лечения: больше читать, причём не глянцевых журналов, а чего-то в твёрдой обложке.
-
Мода на слова. Метод лечения: быть немного хипстером и не обращать внимания на мейнстрим.
-
Логофобия (боязнь публичных выступлений). Метод лечения: говорят, что надо представлять окружающих голыми. Желательно не использовать лицам быстро возбуждающимся и имеющим бурную фантазию.
-
Желание выиграть время. Метод лечения: альтернативные методы отвлечения собеседника. Неожиданная танцевальная импровизация отвлечёт человека не хуже, чем произнесённое вами «эээ».