История электронной книги

История электронной книги

Как бы ни упирались ретрограды, сколько бы ни говорили об особенном запахе и тактильных прелестях, но продажи электронных книг неуклонно растут, а вот бумажных – падают. Для своего времени бумажные книги тоже были фактически революционным изобретением, особенно если сравнивать с восковыми табличками, которые ломались и таяли. Теперь же появилась возможность носить под мышкой целую библиотеку, которая практически не имеет веса.

Создана электронная книга в 1971 году Майклом С. Хартом, выпускником университета Иллинойса. Изначально он решил загрузить в компьютер «Декларацию независимости», а привела эта попытка к созданию проекта «Гутенберг», который представляет собой универсальную электронную библиотеку классической литературы, причем в этой библиотеки содержатся как оригинады, так и перевод книг.

Первым устройством, которое было создано именно для чтения, стал планшетный компьютер DEC Lectrice, компании DEC. Однако в 1996 году данная идея была признана слишком дорогостоящей, а потому в серийное производство проект запущен не был. Массовый потребитель смог приобрести первые e-book в 1998 году. Но популярность они приобрели приблизительно в 2007 году, когда на рынке появились электронные книги, работающие по технологии электронных чернил (e-ink, электронная бумага).

Вместе с появлением электронных книг появилась и «электронная литература», которая изначально воспринималась как новый вид искусства – гипертекстовая художественная литература. Авторов привлекало то, что в электронном виде абзацы не обязательно должны следовать один за другим, а могут складываться в совершенно различные конструкции.

Тандем, состоящий из Майкла Джойса и Джей Дэвида Болтера, в 80-х приступил к разработке программы Storyspace, которая позволяет читателям ориентироваться в тексте, используя гипертекстуальные ссылки. Поскольку программу нужно было потестить, то Джойс специально написал первый гипертекстовый роман «Afternoon, a story» (1987). Следующие по их стопам электронные писатели стали экспериментировать с формой: текст мерцал на экране, а потом самоуничтожался; текст читал сам себя; на экране появлялись абстрактные тексты, генерируемые с помощью алгоритмов. Затем популярность приобрели книги-кино, где читающий работал с интерактивом, самостоятельно решая, какую информацию изучать, а какую пропускать. Прецедентом в данной области можно считать книгу Альберта Гора «Our Choice», где максимально наглядно изображены природные явления.

Как будет развиваться электронная книга далее, науке пока не известно, однако выдвигаются самые разнообразные идеи. Многие считают, что нас ждут книги, которые будут иметь дополнения в виде трейлеров, комментариев и сцен, которые можно будет удалять.